Великий пост перед пасхой .

Великий пост перед пасхой

Пасха - Воскресение Иисуса Христа – крупнейший праздник для всего христианского мира.
В дохристианские времена это был праздник весны и солнца, пробуждение природы от зимнего сна. По народным поверьям, в этот день и солнце светит по особенному, говорят, "солнце играет".

Великий пост

Великий пост перед пасхойПасху от масленицы отделяли 40 дней Великого поста, когда строго придерживались запрета не только на употребление скоромных блюд, но и на всякого рода развлечения.
Великий пост - самый длинный из четырех, соблюдаемых православной церковью. И самый строгий: нельзя есть даже постное масло и рыбу, запрещаются курение и спиртное, все развлечения, мужья должны спать отдельно от жен.
Строгий пост выдержать на протяжении семи недель было непросто и для большинства людей основными блюдами были постный борщ (с грибами, рыбой или просто маслом), капуста с маслом, картофельные, гороховые или крупяные юшки, вареный картофель, кисель, клецки, каши. По воскресеньям на стол ставили еще и пироги с кашей, горохом, фасолью, картошкой, капустой или вареники с такой же начинкой. По-возможности, употребляли много хрена, редьки, квашеной капусты и соленых огурцов. Почти ежедневно варили компот.

Великий пост делится на седмицы, то есть недели. Каждая из которых имеет свое названия и правила, установленные церковью.
По насыщенности запретов выделяется первая неделя поста, и особенно - его первый день – «жилавый» понедельник. Утром этого дня не завтракали, а почти до девяти часов спали - «чтобы вдруг не нагрянул Касиян». Последнего представляли как здоровенного мужика, который видит на весь мир, а лучше всего тех, кто рано встает: как глянет, так и человек и умрет.
Запрещалось в этот день употребления горячих блюд. По традиции пекли «жиляники» - лепешки из ржаной муки, замешанные на воде и печеные без масла: их трудно было жевать, откуда и название - «жиляники», которое перешло и на сам понедельник, ели их, приговаривая: «чтобы жилистым быть» с тертым хреном, заедая тертой редькой с солью. Тогда же старались ничего не делать, особенно опасались прясть - «от пожара», «или потому что жилы будет крутить», «чтобы не было какого уродства».

В среду на четвертой неделе поста («крестопоклонная» неделя) выпекали обрядовое блюдо - «кресты». Это была разновидность пресного печенья, но в форме креста. Иногда их перед выпечкой посыпали маком, который был известен как оберег от злых чар. В тот же день их вкладывали в закрома с посевным зерном, частично скармливали волам, лошадям. Так же, вместе с зерном их вывозили на поле и (перед вспашкой борозды) закапывали по четырем углам поля. Остальные кресты разламывали на куски и тут же, на поле, съедали, давая часть скоту. Из запретов был широко известным ограничения ткать (прясть) в «крестопоклонную» среду.

Вербная неделя

На предпоследнюю неделю поста, в Вербную субботу, идя на церковную службу, несли с собой веточку вербы для освящения в церкви. На утрени в Вербное воскресенье их забирали и, неся домой, по дороге «били» встречных, а вернувшись домой, - каждого домочадца, приговаривая: «Не я бью, верба бьет, через неделю - Пасха, неподалеку красное яичко» или: «Не я бью, верба бьет, через неделю - Пасха; расти большой, как ива, здоровый, как вода, богатый, как земля».

Этот обряд имеет в основе воспоминание о том, как иудейский народ с ветвями финиковой пальмы, называют ее Иерусалимской вербой, встречал Иисуса Христа за 6 дней до его смерти. Поэтому и называют шестое воскресенье Великого поста Вербным.
Ну а в нашей стране вербу считают святым деревом, за то, что рано развивается, передает человеку силу и здоровье.
Освященную вербу держат в красном углу, закладывают за образы, потому что имеет она магическую силу:
если веточки, которые втыкают в землю, прорастают, - девушка или парень поженятся в этот год;
освященную вербу нужно было обязательно посадить, желательно у колодца: тогда в нем будет вода хорошая. Когда в хозяйстве растет святая верба, то здесь будет и «хлеб родится, и скот плодится»;
в Чистый четверг варили из веточек навар и до рассвета умывались им, «чтобы чистым быть»;
освященными веточками вербы выгоняли на Юрия первый раз скот на пастбище;
дымом от горящей веточки вербы окуривали дом от всяческих напастий;
иву клали в воду, в которой купали больного ребенка;
пили из нее навар, когда болит голова;
верили, что освященные ивовые ветви, брошенные против ветра, отводят бурю-грозу, а брошенные в пламя тушат пожар.

Последнюю неделю перед Пасхой называют белой, чистой или Вербной. Она наиболее важная в ритуальной практике поста.
Чтобы пышно, торжественно встретить праздник, к нему готовятся заранее. В эти дни очищают все в хозяйстве:
очищают стены домов, разрисовывают дымоход, белят дом и снаружи;
украшают бумажными или деревянными голубками и писанками красный угол;
перед образами, которые еще до Пасхи специально покупали на ярмарках, в углу вешают также украшения из соломы - «пауки», за образы закладывают засушенные цветы;
застилают столы, сундуки коврами, вешают их на жердь;
вывешивают лучшие праздничные полотенца; особенно - на длинные ряды икон (специальные полотенца, изготовленные мастерами, - «образники», «занавески»).
К Пасхе, как и к Рождеству, родители покупали дочерям, которые были на выданье, украшения, а маленьким детям - подарки: конфеты, пряники, свистульки.

Чистый четверг

Самый важный день Вербной недели - четверг. Его называют Страстным или Чистым.
По сей день в некоторых домах выкатывают, выливают из воска свечи - Троицу. Такие свечи готовят к Спасу, Крещению, чаще же - к Чистому четвергу. Одна свеча - солнцу, другая - покойным рода, а третья - за здоровье и счастье живых. Порой такую свечу украшали освященной на Маковея, Троицу зеленью.
Зажженную на богослужении свечу несут домой в специальных керамических сосудах. В народе такую свечу называют страстной. По народному поверью, кто не донесет зажженную свечу домой, будет тому горе: если такой свечой пользуются три года подряд, то она будет иметь больше силы.
Верили также, что зажженная в грозу, эта свеча отведет молнию.

Чудодейственную силу имел и крест, выжженный этой свечкой - дом беда проходить, на воротах - во двор не зайдет нечистая сила, злая собака, на ульях, - пчелы хорошо роиться будут. Конечно крест не вытирали до следующего Чистого четверга.
В Чистый четверг купают до рассвета детей, девушки умываются в реках, озерах или в одежде заходят в воду.
А еще гадают на красоту: собираются на берегах рек, озер, ждут рассвета. Затем раздеваются, распускают волосы и прыгают в воду, приговаривая: «Вода, на тебе русую косу, дай мне девичью красоту».
Бытовал обычай прядения «четверговой нити». Она прялась до рассвета на пороге дома левой рукой. При том веретено крутилось от себя, а нить закручивалась слева направо. Такую нить считали полезной «от всякой боли»; ней обводили вокруг поля для оберега посева от воробьев; говорили, что если взять ее на Пасху на могилки, можно «увидеть» умерших родственников.
Кое-где в этот день выпаривали соль, называли ее «четверговой» и специально хранили как оберег.
В Чистый четверг колют поросенка. Когда был обычай печь три пасхи - солнцу, покойным, живым. То именно первую пекли в четверг, вторую - в пятницу, а третью - в субботу. По еще более древним обычаям, в Чистый четверг ели кутью.
Продолжают работу по хозяйству, по дому и в Страстную пятницу. В последнее время это основной, (вместе с субботой) день, когда пекут куличи.

Добавить комментарий


Мы ВКонтакте

Рейтинг@Mail.ru
Top
Спонсор нашего сайта: Здоровый образ жизни