Немного истории: старинные взгляды на брак.
На Руси с давних пор отношение к браку было серьезным и обстоятельным. Существовали даже специальные книги, как, например, пресловутый «Домострой» (XVI в.), в которых подробно описывались обязанности мужа и жены.
В частности в одной из таких книг по поводу брака говорилось следующее: «Не иметь супруги, будучи здоровым, в зрелых летах и не монахом, безбожно». А уже упомянутый «Домострой» вторил: «Хорошая жена – награда богобоязненному супругу, ибо супруга своего добродетельней делает», – и добавлял: «Жена добрая, молчаливая, трудолюбивая – венец супруга: ежели заполучил такую, лишь благо выносит из дома своего» (кстати, обратите внимание на качества хорошей жены: очень показательный для древнерусского взгляда на брак перечень).
Знакомство.
Обычно будущие супруги знакомились друг с другом еще в детстве или отрочестве во время посещения гостей или участия в гуляньях. О любви речи почти никогда не шло, поскольку браки заключали родители молодых, исходя из собственных, как правило, абсолютно практичных и материалистичных соображений. В женихе особенно ценилось богатство (умение его приобрести и приумножить), а в девушке – здоровье и добродетель.
Помолвка.
Сначала объявляли о помолвке (обручении), а спустя какое-то время (до года) проводился обряд венчания. Кстати, помолвка не всегда заканчивалась браком, и ее можно было расторгнуть, разумеется, при наличии весомых причин, например, если выявлялся обман (к примеру, физический дефект одного из будущих супругов, который при помолвке предпочли скрыть) или утрата добродетели (для девушки потеря девственности до брака была немыслима, если такое случалось, помолвка практически всегда расторгалась). Кстати, репутация юноши, посягнувшего на целомудрие девушки, тоже страдала. Он больше не считался завидным женихом, поскольку достойный молодой человек должен был блюсти себя, а не «волочиться за девками», а уж тем более не лишать девственности. За такое семья девушки могла жестоко отомстить.