Новогодние традиции обряды и символы
С Новым годом связано немало традиций и обрядов.
Мне хотелось бы обратить внимание читателя лишь на традиционную новогоднюю атрибутику нашего народа.
Важность этой темы имеет сегодня особенно актуальное значение. Практически мы почти ничего не знаем о национальной символике, которой наши предки оформляли новогодние действа. От того и преклоняемся перед иностранными, в частности китайскими и японскими, символами.
Древние славяне отмечали новый год в день зимнего солнцестояния. Главным символом служил костер – огонь, зовущий солнечный свет возвратиться после длинной и холодной зимы. Дети, обрядившись в костюмы животных, олицетворяли плодородие, ходили по соседским дворам и пели колядки, за что хозяева их одаривали всевозможными подарками. Обычай весело отмечать новый год происходит именно от древних славян, которые не только "колядовали", но и организовывали всеобщие гуляния жгли костры и пели песни.
Традиция новогодней елки
На сегодня мы привыкли и верим, что новогодняя елка - извечный атрибут наших предков. В действительности же ее искусственно насадил Петр I.
Традиция новогодней елки изначально появилась у жителей Германии. Они полагали, что ель – дерево священное, в кроне которого живет добрый "дух лесов". Зеленая и зимой и летом, она символизировала бессмертие и молодость. Даже елочные шишки были символом жизни и крепкого здоровья.
Традиция поклонения елке, как оберега для всей семьи, защиты от холода, тьмы и злобных духов, и символа триумфа над смертью существовала задолго до появления христианской веры у германских племен. А обычай наряжать елки родился в Эльзасе на территории нынешней Франции, и, по мнению историков, случилось это в 1605 году. Письменные источники того времени говорят: «Тут к Рождеству ставят в домах елки, и навешивают на них яблоки, печенье, цветы из бумаги и разноцветную мишуру».
Позже этот обычай позаимствовала большая протестантская немецкая община Вюртемберг. Эта традиция быстро разошлась по всей Германии, а затем и по всей западной Европе. Поначалу елки ставили только в богатых домах (помимо елки на новый год Германии использовали еще и сосну, бук и ветви вишни).
В России достаточно долго, в полть до середины прошлого века, простые люди елки домах не ставили. Это было привилегией высшего сословия, подобным образом демонстрировали свое «не холопское» происхождения. Речь, разумеется, идет не о том, чтобы осуждать или отрицать саму форму новогодней елки. Раздобыть «зеленую красавицу», было не так уж и просто.
Прообраз деда мороза
Наиболее вероятный прообраз деда мороза у славян, это не добрый дедушка с мешком подарков, а довольно таки злобный языческий бог Карачун, день карачуна приходился на 22 декабря, день зимнего солнцеворота.
Карачун - это славянское божество смерти, обитающее под землей и распоряжающееся морозами. Наши предки полагали, что он управляет зимними и морозами и укорачивает день.
Слугами Карачуну были — медведи-шатуны, в которых превращались бураны, и волки - метели.
Коляда
Коляда — славянский бог праздников мира, которого наши предки чествовали 22 декабря. Накануне перед праздником дети колядовали под окнами зажиточных односельчан, возвеличивали хозяев в песнях, повторяли имя Коляды и просили подарков, лакомств и т. д.
Обряды выполнялись в форме гаданий, переодевания в различных зверей, чертей и другой нечисти, с песнями, танцами и музыкой.
Коляда — дух веселья и радости, оттого его призывали, в новогодние и Рождественские праздники.
Дидух
Традиционным украинским символом на Новый год был дидух. Изготавливали его из первого сжатого снопа. Несколько пучков, отдельно оплетенных соломинками, увязывали в пышный венок. Снизу делали тройное разветвления для того, чтобы дидух мог ровно стоять. Верхушка новогоднего венка напоминала конусообразный сноп с множеством колосьев. Ветви дидуха собирали в пучки, а сверху разветвлялись, - украшали цветными лентами, бумажными или засушенными цветами - каждый на свой вкус. В комнатах его ставили накануне богатой кутьи. Свою обрядовую функцию он выполнял на протяжении всех рождественских праздников. Это был действительно высокохудожественный произведение, и нисколько не уступал современным елкам.
На сегодня обряды, связанные с дидухом, почти потеряны. В отдельных вариантах они сохранились на Прикарпатье. Каждый этнографический регион имел свои разновидности.
Для дидуха здесь использовали необмолоченный сноп ржи, пшеницы или овса. Его украшали лентами, ветвями пихты и ставили в красном углу. Он символизировал всеобщего предка.
Полезные статьи Новый Год Гороскоп Китайский новый год Старый новый год НГ в разных странах Рождество Романтический ужин Рождественский ужин Крещение |
Первый сжатый сноп относили в амбар и держали до Рождества, он собственно и выполнял роль деда. В связи с этим еще в конце прошлого века здесь существовал обычай колядовать в поле возле первого сжатого снопа, то есть деда.
Потом после Нового года его выносили из дома во двор, где он выполнял роль хранителя рода. На Крещение дидух снова занимал место в углу до конца всего зимнего цикла.
Параллельно с дедом готовили и бабу. На рождественский вечер в дом вносили охапку соломы и застилали ею пол. Это означало «сделать бабу».
В Киеве, в прошлом году елок (настоящих) было много, и цены не такие уж и кусючие, от 50 до 100 гривен (это около 10$). А то что их потом выбрасывают, так это от продавцов зависит, у нас возле дома, нераспроданные елочки, на следующий день (1 января), бесплатно раздавали. У кого денег не было купить, или не успели – брали.
Ситуацию с двумя общероссийскими Дедами Морозами — Лапландским и Великоустюгским — разрешили так: Поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
RSS лента комментариев этой записи