.

Традиции великого поста

Когда я была еще ребенком, мать брала меня с собой в церковь в первую среду Великого поста. Перед алтарем мы вместе с другими прихожанами опускались на колени.

Традиции великого постаСвященник обходил ряд прихожан и чертил каждому на лбу крест из золы. На меня это всегда производило неизгладимое впечатление. Можно ли, будучи ребенком, ощутить легкое дуновение бренности всего сущего, дыхание жизни и смерти? Не знаю. В ту пору я толком даже не знала, что означает этот маленький крестик.

Гораздо позже я прочла, что зола должна быть из костра, горевшего на прошлую Пасху, дрова должны быть непременно из вербы, а в южных широтах - из масличного дерева.

Дерево является символом человека - и не только в Библии, но и в азиатской и австралийской культуре, где деревья считаются предками человека. Нам известен обычай сажать дерево, когда рождается ребенок.

Древесная зола символизирует то, что мы должны уничтожить в себе ветхого Адама, т. е. грешного человека.

Крест, который священник рисует золой, является символом нового человека, который с помощью Христа заботится о спасении своей души.

Мне это христианское толкование кажется очень строгим, я не верю в грешного человека. Но я совершенно твердо уверена в том, что человек должен меняться на протяжении всей жизни. Как это было у Бертольта Брехта? «Один человек, давно не видевший господина К., поприветствовал его словами: «Вы ни чуточки не изменились». «Ой!» - сказал господин К. и побледнел».

Предпасхальные обычаи

Существует множество традиций предпасхального времени, времени размышлений, призывающего испытать себя и стать хоть чуточку лучше. Например, метание горящих деревянных дощечек. Этот древний обычай дошел до наших дней и практикуется в первое воскресенье Великого поста.

Когда я в начале 70-х годов училась во Фрейбурге, мне доводилось воочию наблюдать этот обычай. Но это было так давно, что лучше я приведу здесь описание фольклориста Дитца-Рюдигера Мозера.

Сначала молодые парни выпиливают доски, длина боковых поверхностей которых составляет от 10 до 15 см. В середине просверливается отверстие, чтобы доска насаживалась на длинный шест.

Кроме того, собирают дрова для костра и вместе сочиняют хвалебные или шутливые стишки.

Каждая доска вместе с соответствующим стихотворением предназначена для определенного человека или группы людей, которых нужно почтить, высмеять или поставить на место.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В Кирх-цартене люди собираются субботним или воскресным вечером на горе Гирсберг, сначала участвуют в молебне в горной часовне, а затем подтягиваются к костру, и начинается гуляние. Досочки насаживают на шест, опускают ненадолго в костер. Когда дощечка раскалится, а ее края загорятся, шест с размаха ударяют о большую доску, чтобы маленькая дощечка сорвалась с шеста и улетела далеко в долину. При этом обязательно произносится соответствующий стих. Несмотря на то, что полного имени не называют, каждый понимает, кому стишок посвящен.

В Средние века круглая дощечка из дерева ассоциировалась с колесом судьбы или Фортуны. Точно так же, как дощечка взлетает в воздух, а затем падает на землю, и человек постоянно живет между счастьем и несчастьем, добродетелью и грехом, между жизнью и смертью.
Ряженые – пасхальные персонажи

Ряженые из Бада Бухау, расположенного на берегу озера Федерзее, в ночь на среду первой недели Великого поста уходят со сцены. Властелин Федерзее (на заднем плане фото) держит в руке трезубец, бык Моорокс (слева) изображает болотную выпь, глухой крик которой напоминает мычание быка. Персонаж, стоящий за быком, является воплощением рабочего-торфяника. Веллер (справа) напоминает рыбу, а кувшинка (в центре) - цветы заповедного озера. Мрачная птица на переднем плане символизирует Высший суд и смерть.

Обжигание дощечек на костре символизирует обновление человека, как и крест из золы. Правда, игры с огнем всегда доставляют человеку много радости, причем с самого раннего детства. Еще до того, как человек научился разводить огонь, он забавлялся полетом искр. Метание деревянных дощечек -обычай очень древний. Одна из таких дощечек 21 марта 1090 года сожгла дотла монастырь Лорш в Гессене. Летописец сообщает, что пожар уничтожил церковь, большинство монастырских сооружений и множество сокровищ.

Вынос чучела смерти или проводы зимы - еще один обычай, принятый в четвертое воскресенье Великого поста. Первое упоминание об этом обычае восходит к 1366 году: «В середине поста под песни выносят чучела смерти, сопровождая вынос суеверными обрядами.

Чучела смерти проносят через весь город к реке и с усердием топят в ней, утверждая, что смерть больше не сможет никому повредить». Духовное лицо, написавшее эти строки, очень недовольно: ведь церковь не имела ничего общего с этими обрядами и песнопениями. А властью над смертью обладает лишь Господь Бог.

Гравюра на дереве XVII века изображает спор старика (зимы) с молодой женщиной, символизирующей лето. Обычай сохранился до сих пор в некоторых местностях. Иногда в шуточную потасовку вступают переодетые в зиму и лето детишки. Иногда жгут костры, и языки пламени поглощают соломенное чучело зимы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru

Мы ВКонтакте

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…