Нужно ли поститься
Предпасхальный Великий пост напоминает о скором наступлении весны. Мы следуем призывам женских журналов, иллюстрированных еженедельников, различных гуру, проповедующих здоровый образ жизни, мы каемся в своих грехах неправильного питания.
Проведя 40 дней в посте и молитве на горе Синай, Моисей получил от Всевышнего скрижали Нового Завета. Картина Марка Шагала (1887-1985). |
Мы бичуем себя, чтобы наконец быть принятыми в общество стройных и красивых, что должно гарантировать долгие годы жизни. Однако то, что мы считаем современным и разумным, имеет свои корни в представлениях, желаниях и страстях, не зависящих от времени и места.
Раньше люди верили, что во время еды и питья за работу принимаются демоны. Многие знатные люди испускали дух во время застолий, вместе с вином выпивая яд, потому что кто-то из злых соседей имел на них зуб. Многие оставили этот мир по вине испорченных продуктов питания.
До появления справочников по дикорастущим травам, ягодам и грибам, жертв сознательных или случайных опытов над собой было не счесть. За отравление колодца человек приговаривался к смертной казни. Людей в состоянии опьянения описывали писатели, воспевали музыканты, проклинали пуритане, осуждали судьи и лечили врачи. Но до сих пор невозможно точно понять, что же, собственно, делает с нами алкоголь.
Пост помогал бороться со злом. Можно сказать, что одним выстрелом убивали двух зайцев: таким образом изгоняли злых духов, а добрых, наоборот, призывали.
Примеры таких убеждений собрали фольклористы и историки. Молодые индейцы голодали, чтобы во сне встретиться со своим ангелом-хранителем, который должен проводить их в мир взрослых. Шаманы и лекари постились, чтобы облечься магической силой.
Только во время поста боги якобы слышали молитвы о дожде, мольбы о помощи в бою. Когда охота еще была опасным для жизни мероприятием, охотники постились, чтобы остаться в живых. Священники постились, чтобы очистить тело, и чтобы боги приняли их жертвы. Удачное жертвоприношение должно было обеспечить племени благосостояние (нередко через благосостояние священнослужителя).
Процессия в Святой Четверг в Марсале на Сицилии. Кающаяся Мария Магдалина с кувшинчиком елея. Во время шествия воспроизводятся все события Страстной недели - от входа Господня в Иерусалим до захоронения в каменной гробнице. |
Действительно ли так далеки эти суеверия от нас, современных и просвещенных людей? Разве мы не выводим шлаки из организма, чтобы открыть доступ современному «ангелу-хранителю» по имени фитнес? Конечно, таких шлаков, как при сгорании угля, в нашем организме нет, но мы безоглядно верим экспертам-самозванцам, и нас мучают угрызения совести, когда мы позволяем себе излишества в еде. И разве не говорим мы о том, что «согрешили», когда много и с удовольствием поглощаем нечто очень вкусное.
Пост очищает, от греха в том числе. Ветхий Завет повествует о посте в иудейский день примирения. Деньги, которые при этом экономит верующий, он раздает бедным. У нас же готовность жертвовать особенно велика перед Рождеством и на Пасху, и не только верующие христиане вносят свою лепту в дело борьбы с нищетой. Мы руководствуемся древними традициями, хоть их уже мало кто помнит.
Любой, кто хоть раз добровольно постился, знает, как легко и хорошо становится при этом. Обмен веществ замедляется, организм освобождается от излишков жидкости и вредных веществ. Пищеварение требует энергии - вспомните, какая тяжесть наваливается после обильной трапезы. Во время поста эта энергия остается свободной, и мы можем использовать ее для физических и умственных занятий.
Кто-то проводит время на природе, кто-то погружается в медитацию, а многие делают и то, и другое. В головном мозгу во время поста происходят сложные процессы, благодаря чему мы становимся более радостными, испытываем подъем духа. Мы чувствуем себя намного свободнее и легче, повышается наша способность концентрироваться, мы становимся восприимчивее к событиям и окружающему миру. В идеале обостряются ум и чувства, сознание и фантазия - для новых, больших и важных задач.
Этот опыт люди умели использовать во все времена. Короли постились накануне коронования, молодые мужчины - перед церемонией посвящения в рыцари.
Сцена тайной вечери из представления, посвященного Пасхе, состоявшегося в 1990 году в Обераммергау. Сценки, отражающие страдания, смерть и воскресение Христа, появились в X веке. Поначалу их разыгрывали непосредственно в церкви, затем - на рыночных площадях. В XIX веке начали строить небольшие театры.
Будущие священники постятся перед рукоположением в сан. Все основатели великих религий примерно на 40 дней отказывались от пищи перед выполнением своей великой миссии. Будда постился под смоковницей, и отводок этого первого священного дерева можно увидеть в древнем цейлонском городе Анурадхапура. Моисей провел 40 дней и ночей на Синае, прежде чем получить от Бога скрижали. Магомет уединился на горе Хире и тоже постился 40 дней и ночей, после чего в Ночь могущества получил откровение от Аллаха - Коран. Иисус постился в пустыне, чтобы подготовить себя к своей великой миссии. В каждой культуре, в каждой религии люди постятся, испытывая радость или вину, желая отвести от себя возмездие или покаяться, начиная новый жизненный этап или приступая к выполнению большой задачи. Но люди отказываются от пищи также в горе и страданиях.
Раньше, когда христианство было еще совсем молодой религией, люди готовились в посте не к самой Пасхе, а к крещению новообращенных христиан, которое, как правило, проводилось на Пасху. Все готовившиеся к крещению голодали один-два дня, дабы очистить тело и дух. Другие христиане тоже присоединялись к ним. Как известно, новая религия пользовалась огромным успехом. Не только взрослые приходили на крещение, многие приносили своих новорожденных детишек. Конечно, никто не ожидал от грудного ребенка воздержания в пище перед крестинами, и церковь назвала другую причину поста: скорбь по Христовой смерти.
Два дня поста превратились сначала в шесть, затем, примерно в середине IV века, в сорок. Заговенье изначально - начиналось в понедельник после масленицы, а заканчивался пост в субботу перед Пасхой. Но такое исчисление не пришлось по нраву теологам: пять из сорока дней приходились на воскресенья. А воскресенье как-то не пристало объявлять траурным днем, ведь в этот день все вспоминают Воскресение Христово! Продление поста на эти дни снова не понравилось верующим: шести недель строго поста, воздержания в питье и половой близости и так хватало с лихвой!
RSS лента комментариев этой записи