Что едят во время поста
Пища первых монахов во время поста была не столь скудной: кроме хлеба, соли, воды и масла в их меню были еще и бобовые, травы, овощи, фрукты, сушеные ягоды, орехи, финики и инжир.
Верующие этих строгих требований никогда не придерживались безоговорочно.
Ханс Гольбейн старший запечатлел на своей картине чудо превращения в рыбу. |
С вопросом, что едят во время поста связанно множество легенд.
К примеру, когда епископ Аугсбургский, святой Ульрих, посланцу баварского герцога, дал в качестве вознаграждения кусок жареного гуся, посланец на другой день рассказал герцогу, что епископ нарушил пятничный пост. Когда же он хотел в качестве доказательства показать жаркое, кусок гуся, тот, по преданию, превратился в рыбу.
Горожане и крестьяне, дворяне и патриции, короли и императоры могли есть то, что и я включаю в понятие постного. И даже еще некоторые продукты, от которых я с радостью отказываюсь, например, выдру и бобра, улиток, лягушек и черепах.
Конечно же, еда во время поста была тем изысканнее, чем выше был общественный статус. В 1248 году французский король Людовик IX устроил во время поста застолье. Падре францисканцев и историк, патриций из Пармы Салимбен де Адам тоже участвовал в обеде и рассказал следующее: «Сначала нам подали вишню и белый хлеб.
В избытке было также вино отличного качества, как и подобает королевскому изобилию. Затем подали молодую фасоль, отваренную в молоке, рыбу и раков, паштет из угря, рис с миндальным молоком и толченой корицей, жареного угря в изысканном соусе, торты и белый сыр». На десерт были поданы фрукты. По сравнению с подробными меню более поздних времен описание Салимбена не очень точное.
В те времена в хорошем обществе говорили о поэзии и боях, об искусстве любви и охоте на фазанов. О еде говорить было не принято - это считалось неделикатным. И лишь сто лет спустя ситуация изменилась: появилась первая книга о здоровом образе жизни, о правильном питании и приготовлении пищи. За ней последовали другие, было положено начало истории кулинарии.
Даже простые удовольствия могут быть роскошными, как это изобразил на своей картине «Продавщица фруктов» Винченцо Камни. Во время поста фрукты дозволялось есть во все времена.
Но если сравнить средневековую королевскую трапезу во время поста с буржуазным столом, накрытым во время поста в 1880 году, мы узнаем из истории Салимбена нечто очень важное: постная кухня на протяжении нескольких столетий на удивление мало изменилась. В домах мещан и буржуа теперь подавали сначала суп из зелени, затем фрикасе из лягушек в лимонном соусе, щуку с хреном, лысуху под соусом и раков.
На десерт подавали пудинг с винным соусом, торты и фрукты, а из напитков - вино, пиво и кофе. Роскошно, не правда ли?
Но точь-в-точь, как и в 1248 году, стол полностью соответствовал церковным предписаниям. Мясо «четвероногих животных» не ели ни короли, ни буржуа, поскольку оно было запрещено во время предпасхального поста и в другие постные дни, также, между прочим, и по сей день. Дикие утки и гуси были запрещены. Однако лысуху - птицу семейства пастушковых - можно было употреблять в пищу и во время поста. Все водоплавающие птицы, которые питались рыбой и моллюсками, считались постной едой.
Что можно пить во время поста
На протяжении веков действовали и нормы относительно напитков: во время поста можно было пить все, что утоляло жажду и способствовало пищеварению, т. е. воду, вино и пиво.
Вино считалось укрепляющим и лекарственным средством, доступным для всех людей. Легкое вино, приправленное шалфеем, фенхелем или мятой, считалось целебным напитком. В конце XVIII века вино рекомендовали беднякам, поскольку оно помогало побороть тиф.
Кофе французский король и его гости еще не пили, поскольку он появился в Европе лишь около 1600 года. Но во время поста его дозволялось пить, как и чай.
Какао можно было пить, если оно готовилось не на молоке: «Обычно этот вкусный напиток готовится из небольшого количества шоколада и воды, и его можно употреблять и вне трапезы», - значится в одном церковном справочнике 1886 года.
Рыбу можно?
Все, что вышло из воды, во все времена было дозволено употреблять в пищу во время поста. |
Сначала рыба считалась роскошной пищей, а потому была запрещена. Набожные люди во времена раннего христианства отвергали даже рыбную подливку древних римлян, приправу, напоминающую рыбный соус азиатской кухни. Однако отцы церкви придерживались другого мнения: рыба не распаляла организм настолько, как млекопитающие животные. В конце концов, рыба отличается от других животных уже тем, что Бог создал ее из воды. А праведный гнев Божий коснулся лишь земли, но не воды. Значит рыба символизирует чистоту, а не вожделение, как мясо животных. Поэтому верующие могут есть ее и во время поста.
Очень разумное решение! При тогдашнем скудном меню люди не могли себе позволить около трети года отказываться от столь питательного продукта, да к тому же и недорогого, поскольку даже такие деликатесы, как раки, устрицы и лосось были раньше доступными и для бедных горожан. На эстампе XVII века продавец устриц изображен как уличный торговец, с ножом на поясе и бутылочкой уксуса в руке.
Что нельзя есть в пост
Предписания относительно поста, которые соблюдались и Французским королем, и рядовым бюргером, оставались в силе до окончания Первой мировой войны. В наши дни следует отказываться лишь от мяса; молоко, яйца и животные жиры употреблять в пищу разрешается. Однако до 1918 года во время предпасхального поста были запрещены все продукты животного происхождения, неважно, двуногое это животное или четвероногое: мясо и сало, яйца и творог, сливочное и топленое масло, молоко и сыр. Только с такими строгими запретами всегда были проблемы.
На холодном севере, где не растут маслины, жир можно было получить только со сливочным или топленым маслом и салом. Кроме того, люди могли пережить суровую зиму и холодную весну только при наличии запаса жира - на боках и в кладовой. В горных регионах, где озер мало, реки холодные, а пруды, в которых водилась рыба, удовлетворяли лишь потребности землевладельцев, простому народу молоко и сыр были просто необходимы как источники белка. Люди, жившие круглый год без мяса, не слишком задумывались о необходимости соблюдать строгий пост, если им удавалось добыть парочку яиц.
И все же люди чувствовали угрызения совести, если они тайком нарушали пост. Поэтому они обращались к папе Римскому. Жители Люцерна написали в 1455 году письмо папе Каликсту III, что в их местности не растет ни виноград, ни маслины, очень мало зерновых, поэтому они просили Святого отца навечно разрешить им употреблять в пищу во время поста масло, молоко и молочные блюда, т. е. суп, кашу и выпечку. Другие города, монастыри, приходы, правители также испрашивали для своих граждан и подданных смягчения предписаний. Почти всегда Рим исполнял просьбы - письменно подтверждая это «масляными письмами». Только сыр и яйца преимущественно оставались запрещенными.