Вербное воскресенье традиции
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»
Так гласит Евангелие от Иоанна.
Матфей, Марк и Лука добавляют детали: Иисус въехал в Иерусалим на ослице, а когда он ехал, ученики и другие люди постилали одежды свои по дороге.
Примерно так же в Пальмовое, или Вербное воскресенье мы празднуем вход Господень в Иерусалим и сегодня, и эта традиция практически не претерпела изменений со времени зарождения христианства.
Искусно сплетенные опахала из пальмовых ветвей, которые освящаются в Вербное воскресенье в память о входе Иисуса в Иерусалим. Во многих регионах ими украшают дома, поскольку считается, что пальмовые ветви оберегают от несчастий и приносят благословение. |
Вы можете наблюдать этот обычай, посетив в Вербное воскресенье небольшой городок или деревню в баварском предгорий Альп, в Швейцарии, в Тироле и на Сицилии.
Конечно же, эти шествия отличаются в зависимости от региона, некоторые театрально помпезны, изобилуют историческими костюмами, некоторые - пестры, роскошны и немного напоминают баварские церкви в стиле барокко. Но все они производят неизгладимое впечатление. Возможно, по той причине, что Вербное воскресенье всегда было праздником крестьян и ремесленников, а еще потому, что до сих пор ничего не изменилось. Конечно же, в шествиях участвует и местная знать, а раньше фигуру Христа на деревянном осле встречали короли и кайзеры, высокопоставленные духовные и светские лица. Некоторые из этих «пальмовых ослов» в наши дни находятся в музеях, но в основном они пали жертвой Реформации и эпохи Просвещения. Протестанты отвергли многие изображения, иконы и реликвии, которыми католическая церковь радовала свою паству.
Апологеты эпохи Просвещения также выступали против «оболванивания народа». Некоторые из них зажигали «свет разума» довольно насильственно. Например, бывали случаи, когда фигуры ослов рубили на мелкие кусочки, выбрасывали в реку, раздаривали детям для игр или забрасывали на чердак вместе с другим хламом. Правда, благодаря последнему некоторые экземпляры народного религиозного искусства сохранились по сей день.
Символы праздника
В наши дни все больше проявляется ностальгия по прошлому. Поэтому традиция освящения пальм и шествий с ослами возрождается.
Приготовления начинаются уже в четверг, когда вяжут огромные букеты. Очищенные от коры стволы молодых сосен или елей обматывают пестрыми лентами или гофрированной бумагой. Их увенчивают искусно изготовленными шарами из ветвей падуба.
Тирольский горняк с сыном готовят вербный венок. |
Кроме того, эти сооружения украшают венками из весенних цветов, пальмовых ветвей, веток бука и ореха, цветными бумажными гирляндами. Все это великолепие венчают крест как символ триединства, молот, гвозди, миниатюрная лестница и копье, напоминающие о страданиях Христовых.
В тех широтах, где пальм нет, вместо них используются веточки вербы с пушистыми сережками. Без иссопа - кустарника с узкими зелеными листьями и мелкими цветочками - тоже не обойтись. Раньше иссоп рос в любом монастырском и крестьянском саду; он считается лекарственным и пряным растением. Его веточки вкладывали в молитвенники и брали с собой в церковь в букете с другими душистым и травами. Иссоп - знаменитое растение. Пропитанная уксусом губка, которая была поднесена к устам Иисуса перед смертью, была насажена на веточку иссопа. Об этом можно прочитать в Евангелии от Иоанна.
Однако вернемся в наши дни. Праздничные букеты ставят перед церковью или в церкви, чтобы священник освятил их после служения. Таким образом они становятся символами страданий Сына Божьего, Его победы над смертью и чудесного воскресения.
После освящения в церкви верба становится символом победы над смертью: ее пучки цветковых сережек съедают, чтобы защититься от лихорадки и болезней. Освященные вербные ветви втыкают в землю на поле для защиты урожая. И вербная ветвь на стене дома, в хлеву или на чердаке принесет благополучие.