Почему на Пасху красят яйца
Яйца - это все, что угодно. Основа возникновения мира и жизни, символ женского и мужского начала, оболочка для великих героев и могущественных королей.
Сравните: вверху - страусиное яйцо, рядом - утиное. Яйца курицы и чайки почти одинаковые. Перепела несут разные яйца: европейские - побольше, китайские - поменьше |
В христианстве яйца играют роль неотъемлемого символа Пасхи. Церковь считает их символом воскресения: Христос разломал гробницу, словно цыпленок яичную скорлупу. А еще скорлупа символизирует плоть, белок - душу, а желток - божественную природу воскресшего Христа. Фольклористы и психологи знают, что определенные представления существуют во всех культурах, даже очень далеких одна от другой.
Пожалуй, это те представления, которые человек не получил, а просто изначально носит в себе. Наверное, по этой причине один человек всегда каким-то образом может понять другого, даже если он живет на другом краю света.
Если же отвлечься от символических значений, то можно сказать, что яйцо всегда было частью весны. Во-первых, потому что домашняя и дикая птица снова начинала нестись. Куриные, утиные, индюшачьи, перепелиные яйца, а также яйца чаек вносили прекрасное разнообразие в меню. Во-вторых, потому что во время Великого поста яйца были исключены из рациона, так как считались тем же мясом, но в жидком виде. Людям всегда было известно, что яйца - это нечто особенное, поэтому их чаще можно было увидеть на столе знатных и богатых людей, нежели на столе бедняков.
До Пасхи собирается огромное количество яиц, которые нужно употребить. Человек, как существо крайне изобретательное, всегда умел сочетать приятное с полезным. Крестьяне, например, рассчитывались с помещиком не деньгами, а продуктами, нередко именно яйцами. Графы Фалькенштейнские, замок которых находился в Баварии близ Флинтсбаха, получили с 1165 по 1174 год на Пасху и Троицу с каждого крестьянского двора по 100 яиц.
Раскрашивание яиц доставляет столько же радости, сколько и выпечка оладушек.
Яйцами уплачивали и пошлину за товар. Крестьянки, продававшие яйца и молочные продукты в городе, перед Пасхой уплачивали «яичную таможенную пошлину» и могли затем целый год возить эти товары на рынок без пошлины. Кроме того, яйца тогда были своеобразным чеком для благотворительных целей: пожертвованием церкви и беднякам.
Платежным средством были не только яйца, но и выпечка с яйцом, поэтому золотисто-желтая дрожжевая лепешка стала типично пасхальной. Владельцы земли - дворяне, помещики, монастыри, церковная знать - взимавшие таким образом всевозможные подати, таможенные пошлины и пожертвования, не только съедали яйца, но и в дальнейшем использовали их в качестве платежного средства. Ими вознаграждали работников, поддерживали нуждающихся.
Яичная скорлупа как украшение пасхальных яиц. Яйца нужно отварить, затем часть из них красят яркими, часть - пастельными красками. Теперь нужно пару яиц очистить от скорлупы и приклеить ее на остальные яйца. |
Если Вы хотите проявить художественную фантазию раскрасить яйца каким либо оригинальным способом, сначала выдуйте содержимое яйца, ведь не все краски съедобны и полезны для организма. |
Но это все же были не простые яйца, а именно пасхальные - крашеные, освященные и поэтому особенно ценные. Самыми ценными были яйца, снесенные в Чистый четверг, т. е. в день, когда даже грешников принимали обратно в лоно матери-церкви. Такие яйца дарили важном или любимым людям.
Так яйцо из продукта питания превратилось в важное платежное средство. Когда в ходе столетий его покупательная ценность снизилась, оно стало просто красивым подарком - иногда это искусно украшенное и ценное, подобно ювелирным изделиям при царском дворе, иногда пестрое и сладкое, как шоколадные яйца в пасхальном гнездышке ваших детей.
История пасхального яйца абсолютно христианская. Во-первых, жителям Северной Европы, предкам которых всегда приходилось расплачиваться за языческие ритуалы, пасхальные яйца знакомы лишь с 1900 года - немного поздновато для дохристианского символа плодородия. Во-вторых, обычное яйцо становится пасхальным только в том случае, если его освятил священник. На пасху святят и другие и другие продукты первой необходимости (мясо, хлеб, соль, молоко и масло), было принято на рубеже первого и второго тысячелетий, когда язычников уже и в помине не было, поскольку Карл Великий и его последователи позаботились о том, чтобы над всей Европой реяли знамена христианской церкви. В-третьих, первое точное свидетельство об освященном пасхальном яйце содержится в одном стихотворении 1553 года. В те времена Европа снова вплотную принялась за язычников - на сей раз за океаном.
RSS лента комментариев этой записи