Великий пост в Православной России
В Православной России крестьяне соблюдали Великий пост неукоснительно. Это было непреложной обязанностью, за несоблюдение поста наказывали не столько священники, сколько сами жители села или деревни.
Правила и обычаи
Еще в начале XX в. старики постились по старинным обычаям, т, е. не только несли «греховной пищи», но сидели на сухарях и воде. Такой строгий пост говорил о рвении и благочестии, и его держали в основном пожилые люди, молодежь была менее усердной, за что ей и доставалось от старшего поколения.В патриархальной России рвение ко спасению души было столь велико, что даже грудное молоко матери считалось для младенца скоромной пищей, вплоть до XIX в. крестьянки не кормили грудью детей во время поста, несмотря на крики голодного ребенка. Многие малыши умирали от голода, но не одна мать не решалась «оскоромить младенческую душеньку», а если младенец умирал, то значит, такова была воля Божья.
Быт русского крестьянина во время Великого поста был строго регламентирован, и отступления от правил карались очень сурово. Так, у каждой хозяйки был набор особой «постной» посуды, т. е. специально для поста хранились горшки, миски, чашки и ложки. В постные дни богобоязненные крестьяне не давали скоромной еды даже проезжему гостю, хотя на них это правило пощения не распространялось. Исключение составляли «нехристи» - татары, мусульмане, цыгане и... городские господа, которые, по мнению крестьян, «постов соблюдать не будут - им без чаю да без говядины и дня не прожить». Стоит заметить, что на Руси чай считался «греховным» напитком, а тем более чай с сахаром, поэтому во время поста пили соки и воду. Если же в избу случайно забредал «нехристь» и ел мясо или иную непотребную пищу, то посуда, к которой он прикасался, считалась оскверненной. Хозяйка не разрешала своим домочадцам есть из нее до тех пор, пока из нее не выветрится нехристианский дух.
Секс во время поста
Одним из главных запретов Великого поста был запрет на половые отношения. Он был обязателен не только для холостых, но и для семейных крестьян. Даже сексуальные отношения с женой во время поста считались большим грехом, и уличенные в нем подвергались гонениям со стороны сельчан и порицанию от церкви. Известны случаи, когда мужики выгоняли из села священника, которого поймали на несоблюдении запрета на секс.Деревенские старухи строго следили за моралью молодежи: девушки и парни не должны были собираться вместе, устраивать каких-либо игр и посиделок, петь песен, особенно плясовых и хороводных.
Рацион
Во время поста старики и старухи ели только один раз вдень, причем это была либо сырая пища (невареная), либо вообще хлеб и вода. В период говения не разрешалось даже пить квас. Самые ревностные христиане всю страстную неделю голодали. Их рацион состоял только из воды.Крестьянские дети были обязаны соблюдать пост наравне со взрослыми. Особенно сурово к этому вопросу подходили в страстную пятницу - в этот день кушать нельзя было вообще, да и выпить воды можно было только два раза. В народе было распространено мнение, что если в этот день воздерживаться от любой пищит, то Христос простит все грехи, совершенные человеком после последней исповеди. Детям трудно было выдержать пост, и тот, кто не мот устоять и украдкой таскал хлеб, получал от матери устное внушение.
Во время Великого поста крестьяне причащались не один раз. Дело в том, что, по народному поверью, тот, кто не исповедовался у священника и не причащался более семи лет, уже одержим дьяволом и подчиняется его воле.
Чаще всего деревенские жители говели на первой, четвертой и последней неделе Великою поста. В эти дни предписывалось больше молчать, чтобы ненароком не вымолвить худого или суетного слова, и посещать все церковные богослужения. Перед исповедью же люди кланялись друг другу в ноги и просили их простить ради Христа, но старшие ни в коем случае не должны были кланяться младшим. В этих случаях старший, собираясь на исповедь, просто говорил: «Простите, если что не так сделал». Каждый вечер в избе, где был человек, умеющий читать, собирался парод и читалась какая-нибудь духовная книга, а все слушали и молились.
Причастие
Причащение святым таинствам воспринимались русским народом как большой праздник, поэтому, идя в церковь, мужики и бабы надевали свою самую лучшую одежду, а самые зажиточные крестьянки или купчихи почитали за большой грех явиться в храм на причастие в старом наряде. Молодым незамужним девушкам по существующему установлению необходимо было причащаться с распущенными волосами - можно было либо собрать их в пучок, либо просто расплести, но нельзя было являться с заплетенной косой.Пройдя обряд причастия, человек не должен был сквернословить, браниться, плеваться, сердиться, а также смеяться и петь, поскольку, как считалось, все эти действия отгоняют от причащенного святого ангела, который ходит за ним после причастия, и открывают дорогу бесу. Также у наших предков считалось серьезным проступком, если после причастия крестьянин кланялся кому-нибудь или чему-нибудь до земли, поскольку при резком или неуклюжем движении его могло стошнить - вместе с рвотой могут выйти и святые дары, поэтому рвоту надо было собрать в чистую тряпку и сжечь, чтобы святые дары не были осквернены. Крестьяне верили, что за все эти прегрешения и за недостойное отношение к исповеди и причастию Бог сурово наказывал нерадивых верующих.
Исповедь
Исповедь в сельских церквях проходила также по установленному ритуалу. Каждый говеющий взрослый крестьянин, когда шел на исповедь к священнику, клал в блюдо, стоящее около него, монету. Некоторые священники требовали также положить еще и свечу, и все это шло в доход церкви. Когда исповедь оканчивалась, говеющий бросал на другое блюдо, которое держал псаломщик, еще одну монету, затем все исповедовавшиеся слушали разрешительную молитву и расходились по домам. Это значило, что теперь у всех собравшихся «очистилась совесть».
детского питания тогда очевидно не было, а за 40 дней великого поста, все груднички вымирали бы, и так из года в год?
Православие до Рождества Христова? Вы ничего не путаете?
Не верю я, что:
"не одна мать не решалась оскоромить младенческую душеньку"
RSS лента комментариев этой записи