Праздник Благовещенье
Переход к главе День Благовещенья
Переход к главе История праздника
Переход к главе Значение праздника
Переход к главе Установление праздника
Переход к главе Народные приметы и обычаи
На дни Великого поста приходится один из самых больших церковных праздников - Благовещенье. Он посвящен памятному библейскому событию - явлению ангела Гавриила Деве Марии с доброй вестью. Само слово благовест означает «добрая, радостная весть».
Гавриил, по сути, открыл простой девушке тайну воплощения. Считается также, что в этот день Мария зачала от Духа Святого Иисуса Христа.
Именно это событие и празднуется во всем христианском мире.
День Благовещенья
Благовещенье празднуется православной церковью 7 апреля (по старому стилю), западными церквями - 25 марта (по новому стилю).Ради праздника Великий пост ослабляется, а празднование не отменяется, даже если Благовещенье приходится на Страстную неделю. Все это говорит о величии и значении для христиан события, произошедшего несколько веков назад. Так в чем же его величие?
Хорошим подарком к празднику станут Блендеры MOULINEX - от интернет магазина Fotos.ua
Со дня Благовещенья начинается отсчет нового времени - времени Нового Завета, который Господь заключил с людьми, послав своего сына. Начало «времени благоприятного», в которое всякий человек может обрести спасение для души благодаря великому чуду воплощения Бога в человека. Именно эта плоть, зачатая в теле Марии, была впоследствии принесена в жертву за людей, благодаря чему открылась возможность избавления от власти греха, разделявшего Господа и людей. Бог пришел к людям, чтобы они могли вернуться к нему.
Еще первым людям, Адаму и Еве, изгнанным из рая, было сказано, что семя жены поразит змея (т. е. дьявола) в голову. Это предсказание начало сбываться в день Благовещенья, когда обещанное семя появилось во чреве девственницы Марии. Этот день является началом разрушения власти дьявола, смерти и ада над людьми. О том, что день Благовещенья является началом спасения люде поется в православных храмах на литургии.
История праздника
Много веков назад в Галилее жила праведная семья - Иоаким и Анна, которым Господь не давал детей. И вот, будучи уже в преклонных летах, они вымолили у Бога ребенка, обещав отдать его на служение в храм. Мария родилась в Назарете, до трех лет она была обычным ребенком, ничем не отличающимся от сверстников. Но ее родители, не желая отступать от обета, данного Вседержителю, отвезли ее в Иерусалимский храм, где вразумленный Господом первосвященник ввел ее в святая святых, куда был запрещен вход не только простым людям, но и священникам. Мария оставалась при храме до 15 лет. Со временем ее обручили с плотником Иосифом. Оба происходили из царского рода, т. е. были потомками легендарного царя ДавидаСогласно преданиям, в великий день девушка размышляла над словами пророка Исайи о рождении обещанного еврейскому народу Мессии (Помазанника, Царя, Самого Бога), которое должно было произойти от Девы: «Итак, Сам господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Она думала о великой роли той женщины, которая удостоится быть матерью Мессии. Какими духовными качествами надо обладать для этого.
В это время ей явился ангел Гавриил, которого послал сам Бог. Войдя в комнату, где находилась девушка, он приветствовал ее словами: «Радуйси, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами». Мария смутилась - приветствие показалось ей странным и необычным. Девушка спросила: «Как это будет, когда я мужа не знаю?»
Она не сомневалась в исполнении слов, сказанных Богом через пророка и ангела, но ей было не понятно, каким образом это может произойти. Это и есть чудо, когда случается что-то невероятное, что не под силу людям или выходит за пределы существующих законов природы. А чудо, в свою очередь, является знамением от Бога, что он «вступает в игру», он что-то делает, а не человек.
Поэтому ответ ангела оказался еще более удивительным и невероятным: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». По сути, Мария должна была зачать ребенка, не познав мужчины. Бог собирался создать нечто новое в ее чреве, святое, поэтому ребенок станет не только Сыном Человеческим но и Сыном Божиим. Именно такой человек сможет стать совершенной жертвой за грех всего мира и воскреснуть силой Духа Святого, живущего в нем, проложив тем самым для погибающего человечества дорогу с проклятой земли к святым небесам.
Мария, скорее всего, не осознавала еще всего Замысла Божия по спасению человечества, которое он задумал совершить через нее. Но она готова была проявить послушание и смирение перед своим Господом. Она согласилась на эту фантастическую, выходящую за рамки всякого разума, миссию, сказав: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему». После этого, написано, ангел ушел от нее.
Значение праздника
В Благовещенье ангела Бог открыл людям свой замысел, с помощью которого человечеству дается возможность спасения. Иоанн Богослов называет Иисуса Христа «Словом»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Затем апостол добавляет: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу его, славу, как Единородного от Отца».Итак, сбылось предсказание пророка Исайи о Младенце, о котором он сказал: «Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля». Это Слово, ставшее младенцем, было предвечной тайной, сокрытой от понимания до тех пор, пока она не осуществилась в Иисусе Христе.
С момента Благовещенья Бог начинает раскрывать свои тайны людям. Тайна эта непостижимая и ее принимают на веру. Ведь человек никак не может объяснить с помощью естественных законов природы феномен непорочного зачатия. Никакими научными методами нельзя исследовать мир духовный, с которым связаны понятия нашей морали и нравственности. Мы ничего не можем узнать естественным путем о явлениях невидимых, но несомненно влияющих на нашу душу. И Господь открывает нам, открыто рассказывает о вещах, которые нам необходимо знать.
Бог воплотился в «подобие плоти греховной». Для чего? Все начинается с Эдема - места обитания человека и места присутствия Бога на земле, места, где земное и небесное соединялось. Но человек согрешил и был изгнан из рая на проклятую землю - жить в страданиях, пожиная последствия своего непослушания. Разорвалась его связь со Всевышним. Без Божьего покровительства человек стал рабом греха и князя этого мира - сатаны, а итогом всего была смерть. Возврата назад, в Эдем, не было. Или такая возможность все же была?
Перед самым изгнанием из Эдема Бог сказал о Человеке, который произойдет от семени жены, и который победит князя этого мира. Уже тогда Господь приоткрыл завесу великой тайны бого-воплощения, которое приведет потерянных людей назад в Эдем - место единения человека с Богом.
И вот Бог воплотился. Не просто принял человеческий образ или стал похожим на человека. Он пережил человеческое зачатие, рождение и жизнь в таком же физическом теле, как у всех людей. Он стал настоящим человеком, чтобы полностью идентифицировать себя с человеческим родом, а потом принести себя в жертву от имени всего человечества, принять за всех людей наказание - смерть.
Бог, являющийся абсолютом и находящийся вне страданий, в человеческом теле испытал всю глубину страданий отчаянно закричав перед смертью: «Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?» Это великая тайна. Ее невозможно осознать. Но этого и не нужно. Не нужно знать, как это может произойти. Важно знать, какое это имеет значение для нас.
Для неверующих людей чудом является зачатие ребенка без участим мужчины. Для христиан чудом является то, что Бог решился полностью отождествить себя с этим ребенком и его жизнью.
Великий Создатель, сотворивший всю Вселенную, решился себя унизить, снизойти к людям, которых он возлюбил, но прежде он послал вестника к девушке, И вот ангел стоит перед нею от лица Господа и смиренно ждет ее ответа - согласится она или нет. В этой картине - откровение для нас о смирении и кротости, с которыми Творец относится к людям. Иисус говорил: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Итак, в Благовещеньи Бог не просто могущественно осуществляет свой план воплощения в человека через Марию, но он смиренно просит согласия девушки на это дело. И только получив в ответ смиренное «да будет мне по слову Твоему», слово становится плотью. Так происходит великое начало евангельской истории - дела искупления всего человечества.
Весьма символично, что в православном храме икона Благовещенья помещена в самом центре на Царских Вратах. Эти врата ведут к алтарю, откуда священник выносит прихожанам чашу с вином и хлеб для причащения Телу и Крови Христа. Именно через Благовещенье Слово стало плотью, которую мы вкушаем во время таинства причастия.
Благовещенье созвучно благовестию, по-гречески — Евангелию. С Благовещенья ангела Гавриила начинается все Евангелие. Апостолы были первыми евангелистами, начавшими распространение благой вести в окружающем мире. Их ученики продолжили разносить Евангелие в народы. Этот процесс продолжается до нашего времени. Весть, принесенная ангелом Гавриилом Деве Марии, дошла до наших дней, достигла нашего слуха, наших душ. Весть не изменилась: Дева должна была зачать во чреве от Духа Святого и родить Сына Всевышнего, который будет царствовать вовек на престоле отца своего. Это произошло и свершилось окончательно на Голгофе и Елеонской горе, откуда Иисус вознесся к престолу отца своего, открыв путь спасения для каждого человека через веру в него.
Эта весть простая, понятная даже ребенку. И в то же время она остается великой тайной Боговоплощения, тайной непостижимой любви Творца к своему созданию по имени человек - любви не заслуженной, но данной по благодати. В этом заключены тайна, чудо и великая радость для всего христианского мира.
Содержание статьи
Переход к главе День Благовещенья
Переход к главе История праздника
Переход к главе Значение праздника
Переход к главе Народные приметы и обычаи
Установление праздника
Первые упоминания о праздновании дня Благовещенья Богородице появились в IV в. Святой Иоанн Златоуст отмечал событие явления ангела Гавриила Богородице и называл Благовещенье первым праздником, а также «корнем праздников». На VI Вселенском соборе церковью было принято правило в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста. До этого времени первый понедельник Великого Поста называется чистым, потому что у наших предков существовал обычай чистить дом от сверны. В этот день хозяйки тщательно убирались, закрывали чехлами мебель, скатывали ковры, лампады меняли на скромные, «постные»; все, что осталось от воскресного застолья, выкидывали или скармливали скоту. Вся семья обязательно холила в баню, после чего переодевалась встарое платье - до Пасхи носить новую одежду были не принято.Дата дня Благовещенья впервые была объявлена примерно в III в. Согласно таким авторам как Тертуллиан и Ипполит Римский, она совпалала с днем Распятия Господа Иисуса Христа. Этот день некоторое время был статичным, пока церковь не перешла на лунный календарь.
Святой Ипполит писал, что Рождество Христово произошло ровно через 551Х) лет после сотворения мира. Однако в александрийской церкви более значительной стала считаться не дата Рождества Спасителя, а дата его зачатия. Так, святой Афанасий Великий писал, что именно зачатие Христа в утробе Девы произошло в тот же календарный день, в который Бог сотворил человека
В начале IV в. византийская императрица Елена начала строительство храмов на Святой земле, где прошла земная жизнь Иисуса Христа. Это вызвало интерес к отдельным событиям жизни Спасителя, в том числе к его воплощению и рождению. Именно в это время в Иерусалиме день Благовещенья стали отмечать как праздник.
В V в. Церковь решила, что дата зачатия Христа совпадает не с датой его распятия, а с датой его воскресения. Это утверждение перешло в византийскую церковь. В то время 7 апреля (или 25 марта по грегорианскому календарю) считался днем сотворения мира, Благовещенья и Воскресения Христова. От этого дня отсчитывали даты других праздников и событий.
День Благовещенья, как на Востоке, так и на Западе стал началом церковного года, а некоторое время даже отмечался как начало гражданского года. Название он получил «Кирионасха» (Господственная). В настоящее время так называется только тот день, когда праздники Благовещенья и Пасхи совпадают, что происходит лишь раз в несколько лет.
В V-VI вв. возникли ереси, неправильно трактующие чудо непорочного зачатия и искажавшие учение о воплощении Иисуса Христа. В связи с этим в Церкви произошло возвеличивание торжественности праздника Благовещенья. В это время появилось множество песнопений, посвященных таинству Боговоплощения и прославляющих Богоматерь.
В VII-VIII вв. Благовещенье уже отмечалось во всем христианском мире как один из самых значимых праздников. Его стали праздновать от Рима до Константинополя.
Во времена папы Сергия I (687-701) Благовещенье стали относить к одному из трех праздников, посвященных Божией Матери, во время которых в Риме должна была проходить торжественная процессия.
Название праздника - Благовещенье —-закрепилось примерно в VII в. До этого этот день назвали по-разному: День Приветствия, Возвещение, Зачатие Христа, Начало искупления. Благовещение о Христе, День Благовещения, Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии, Приветствие Марии и др. В настоящее время в православной церкви праздник Благовещенья называется Благовещенье Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а в католической - Благовещенье Блаженной Девы.
Народные приметы и обычаи
Поскольку праздник Благовещенья в православии считается одним из важнейших, верующие с особым благоговением относятся к этому дню, у православных в этот день не было права работать - это считалось большим грехом, существовала даже поговорка: «на Благовещенье «девица косы по плетет, а птица гнезда не вьет». Русские люди относились к ному празднику как ко дню полного покоя и смирения.В некоторых русских городах существовал интересный обычаи: в субботу первой недели Великого поста обязательно пекли костные блины, называемые «тужилкой по Масленице». Этот обычай был особенно распространен в купеческой и мещанской среде, а на весенней Ростовской ярмарке постные блины даже продавали.
Во многих местностях средней полосы России еще в начале XX в. крестьянские семьи собирались на закате солнца и все вместе шли на мельницу или сеновал. Там все домочадцы - и старые, и молодые - усаживались на землю или солому и вели задушевный спокойный разговор о том, какой будет весна, что ждать от погоды, будет ли обильным урожай, какие нынче новости в селе и т. д. Также в этот день просили благословения на добрые дела и тяжелый крестьянский труд.
По представлению предков, даже животный мир чествует этот праздник. На Руси верили, что если птица проспит Благовещенскую утреню или совьет в этот день гнездо, она будет наказана — не сможет летать и будет ходить по земле. Как доказательство этого факта приводили в пример жизнь кукушки. Считалось, что у этой птицы нет своего гнезда потому, что когда-то очень давно, когда вся природа праздновала Благовещенье, кукушка свила себе гнездо. За непочтение к этому святому дню господь наказал ее тем, что она вынуждена подбрасывать свои яйца в чужие гнезда. Эта старинная легенда имеет удивительное продолжение. Однажды семья кукушек решила занять гнездо птички снегиря. Отважный снегирь не пустил кукушиную семью к себе домой. Между самцами завязалась драка, и снегирь убил самца кукушки. С тех пор и навсегда кукушка осталась вечной вдовой, скитающейся по чужим гнездам, а у самца снегиря остался несмываемый знак победы: па грудку и кончики перьев птицы брызнула кровь побежденного противника, и они стал красными.
Праздник Благовещенья был днем милосердия - полагалось посещать заключенных в тюрьмах и давать милостыню нищим. Цари устраивали благотворительные обеды для бедных в царских палатах. Здесь же им раздавались подарки, иногда это делал сам император. В народе считалось, что в этот великий день даже грешников в аду не мучают.
В старину на праздник Благовещенья принято было сажать на лубки своих престарелых отцов и дедов и вывозить их на улицу для собирания милостыни.
Распространенным до сего дня обычаем является на день Благовещенья выпускать из клеток птиц. Это действие символизирует свободу, которую Бог дал людям через человеческое воплощение, - свободу от греха и смерти. Свобода - это начало новой жизни, посвященной Господу. Существовало также поверье, что выпущенные на свободу птицы будут благословлять перед лицом Создателя всего мира тех, кто оказал им эту милость.
Православные считали, что Благовещенье - самый главный праздник у Бога. В этот день он благословляет землю, ее будущий урожай, В связи с этим возник обычай накануне праздника или во время него освящать просфоры и семена, которые хранились до начала весенних посевов. Они напоминали людям о благословении Божьем, полученном в день Благовещенья. Освященную просвиру помещали сначала под божницу, потом перекладывали в закром с овсом до первого посева яровых. Во время посева крестьянин носил освященную просвиру с собой, привязывал ее к сеялке. Таким образом, он пытался защитить свой урожай от вредных насекомых и надеялся получить много зерна.
В некоторых Губерниях существовало поверье, что на день Благовещенья Богоматерь сыплет на землю из золотой кошницы небесные зерна, засевая всякую пиву. При этом Гавриил водит по полям белого коня, запряженного в соху. Во время этого действия Мать Пресвятая Богородица в сердце молится Господу о благословении будущего урожая.
Те, у кого дома находилась икона праздника Благовещенья, перед началом сеяния помещали ее в емкость с яровым зерном для посева, при этом говорили следующие слова:
Мать Божья! Гавриил-архангел!
Благовестите, благоволите.
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью, ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!
Те, у кого было запасено зерно для посева, не давали его взаймы. Вообще, в Благовещенье крестьяне никому ничего не давали в долг, пустые мешки обязательно увозили с поля на телеге, а самое главное, богобоязненные землепашцы никогда не начинали сева. Во многих деревнях даже существовало поверье, что этот день неудачен для посевных работ, зато наступающий после него день для сева самый благоприятный и обещает обильный урожай.
Существовал также обычай пережигать в этот день соль. Считалось, что таким образом она обретает чудесную целительную силу. Соль использовали для приготовления булок, которыми кормили больных животных.
В Благовещенье, а так же накануне этого праздника нельзя было зажигать огонь ни в печи, ни в лампадах. Вообще, начиная с этого дня, крестьяне избегали по вечерам зажигать огонь, особенно работать при нем. Считалось, что тогда Бог обидится и накажет за неуважение к празднику. Тогда может быть недород, нашествие различных вредителей, а пчелы перестанут производить мед.
Для людей суеверных и богобоязненных существовало следующее поверье.
Благовещенье хозяйке дома надо было успеть между заутреней и обедней согнать кур с насеста. Тогда птицы будут знать что скоро наступит Светлый праздник Воскресения и постараются обрадовать хозяюшку снесенными яйцами.
В старые времена существовал еще один обычай - священники совершали «чин хлеболомления»: благословенные на всенощной перед праздником хлеба и вино раздавались всем, кто стоял в храме. Хлеб раздавался еще и в дома на благословение. Пшеницу, также благословленную в эту ночь, сыпали в житницу. Московский Патриарх разламывал хлеб и часть преподносил присутствовавшему на празднике в храме российскому императору. Затем предстоятель давал по куску хлеба и стакану вина каждому из церковных властей и царских бояр. Ломти хлеба и вино патриарх посылал также царице и царской семье, остальное раздавал народу.
Ко дню Благовещенья в древности пытались определить погоду на весну и лето, а также делали прогноз на урожай. Так, например, если погода в этот день хорошая, то и на Пасху будет солнечно. Если в день Благовещенья закат красный, то в этот год будет много пожаров, пошел дождь - лето будет грибным. Так возникали даже пословицы, например: «На Благовещенье дождь - родится рожь».
Из язычества на день Благовещенья перешли такие обычаи, как сжигание соломенной постели и старой обуви, прыгание через костер, окуривание одежды и т. п. Все эти действия, совершенные в праздник, по поверью, обладали очистительной и целительной силой. Однако православная церковь осудила эти обычаи, которые были связаны с преклонением перед стихией огня, а не перед Богом-Творцом. В 1282 г. в Кормчей появляется осуждение тех, кто на праздник Благовещенья совершает такие языческие действа.
Содержание статьи
Переход к главе День Благовещенья
Переход к главе История праздника
Переход к главе Значение праздника
Переход к главе Установление праздника
Переход к главе Народные приметы и обычаи
RSS лента комментариев этой записи