Дни Страстной седмицы
Все дни Страстной седмицы называются Великими. В понедельник, вторник и среду характер богослужений остается покаянным. За эти дни практически полностью прочитывают Четвероевангелие.
В Великий понедельник православные славословят патриарха Иосифа, которого родные продали в Египет. Он пережил много страданий, своей жизнью он будто показал будущие страдания самого Иисуса. Также читают притчу об иссушении бесплодной смоковницы. В ней рассказывается, как Иисус с учениками, возвращаясь в город, испытал голод и захотел его утолить. Он увидел дерево смоковницы и решил съесть ее плод, но на дереве не было ни одного плода. Тогда он сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Апостолы удивлялись, как же такое могло произойти, а Христос ответствовал им, что человек силен своей верой. Если у них будет вера в Господа такая же, как и у него, то и они смогут творить чудеса. Эта притча раскрывает нам опасность неверия и духовного бесплодия, она говорит о нераскаявшейся душе и учит нас покаянию и вере,
В Великий вторник Церковь воспоминает разоблачение Иисусом книжников и фарисеев, Читаются притчи о десяти девах и о талантах, в которых изображаются неожиданное пришествие Бога и справедливость суда Господа. Притча напоминает нам о том, что верующие должны служить Господу делами.
Великая среда посвящена жене-грешнице, которая омыла слезами, а затем помазала миррой ноги Иисуса, тем самым приготовив его к погребению. Также вспоминается Иуда, который предал Христа за 30 сребреников.
Великий четверток посвящен воспоминанию о Тайной вечере, когда Спаситель собрал учеников, Именно тогда впервые Господь установил Таинство причастия, Этот день носит название «чистый», поскольку христиане, исповедовавшись, приступают «чистыми» к Чаше Господней. Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.
На утрене в четверг поются стихи постовые, затем тропарь. Сразу же начинают читать Евангелие от Луки, 50-й псалом и полный канон. По окончании Богородична часа священнослужитель читает паремию из книги пророка Иеремии, где изображаются кротость страдающего Господа и злоба недругов и врагов его. Поют прокимны. На литургии в этот день читают Апостол и Евангелие.
Обряды и обычаи Великого четверга
Народные обряды Великого четверга связаны с Тайной вечерей. Поскольку этот день считается «чистым», то и все его обычаи связаны с очищением от скверны мира. Вспоминая о том, что Иисус омыл ноги апостолам, крестьяне загодя опускают в воду, предназначенную для совершения омовения, серебряную монету, напоминающую о 30 серебряниках.В самых отдаленных областях крестьянки глухой ночью шли на речку за водой – вода для омовения должна была быть только проточной. Воду изреки в кувшины и ведра брали на восходе солнца. Затем хозяйка обливалась ею, не заходя в дом, т. е. непременно на улице. После этого она будила мужа и всех домочадце», чтобы они также облились. Вода была холодной, исключение делалось только для малых деток — им воду нагревали. После всеобщего омовения хозяйка дома повязывала своим домочадцам особые нитки, ссученные наоборот, которые она напряла накануне этого дня. Этими шерстяными нитками обвязывались запястья, щиколотки и поясница каждого из членов семьи - бытовало убеждение, что исполнение этого ритуала сохраняет от беды и всяческих болезней. Носить «четверговые» перевязки предписывалось до тех пор, пока они не протрутся.
В пятницу, Великий пяток, совершаются три службы: утреня, Царские (Великие) часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургию не служат, поскольку это время строгого поста, ведь в этот день произошли распятие на кресте и смерть Спасителя.
Особая служба - Царские часы. В час смерти Господа (в третьем часу дня) идет вечерняя служба. Затем выносят плащаницу и читают умилительный канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Плащаница находится в центре храма в течение трех дней, напоминая, что Иисус именно столько дней находился во гробе. (Употреблять пищу в пятницу можно только после завершения чина погребения плащаницы Господа.)
Богослужение в Великую субботу сочетает противоположные чувства – радость, слезы и светлые надежды.
Читают почти все главные пророчества о мессии, прообразы Ветхого Завета. Затем освящают пасхи, куличи, пасхальные яйц. Издревле сохранился в православии добрый обычай дарить в день Пасхи крашеные яйца. Испокон веков яйцо являлось символом возникновения новой жизни, поэтому практически у всех народов существовал обычай красить яйца, посвящая их богам весны и плодородия. Яйца также были необходимым обрядовым предметом, и некоторые связанные с ними ритуалы перешли в христианство: крашение, дарение. Катание (традиционное для России), прятанье и поиск остались человечеству от язычества. Пасхальное яйцо является знаком воскресения умерших. Как из него рождается новая жизнь, так восстал Господь из гроба.
Для чего освящают яйца и куличи
Многие задаются вопросом, для чего нужно освящать яйца, куличи? Пасхальный кулич является церковно-обрядовой едой. Православным надобно причащаться в день Пасхи, но, поскольку в светлый праздник это делают немногие (ведь большинство совершают это таинство в течение поста), то по окончании литургии в Великую субботу освящают особенные приношения прихожан (обычно это пасхи и куличи). Верующие, свершив подвиг поста, вкушая освященные продукты, помнят об истинном причащении Светлой Пасхи. С этого дня христиане прекращают говенье, употребляют благословленные куличи во время всей праздничной недели.
Завершает Страстную седмицу Светлое Христово Воскресение. Это великий праздник для всех христиан, самое значительное событие года всех верующих.